В этой статье я напишу о том, как мотоциклисту правильно выбрать мотоэкипировку. Для начала: зачем она вообще нужна, эта мотоэкипировка, ведь в юности все рассекали на ИЖах, Явах и Уралах и прекрасно себя чувствовали, управляя техникой в очках, футболках, шортах и кросовках? Во-первых, наверняка, с того времени Вы стали умнее. Как думаете, что произошло бы, попади Вы в ДТП в таком вот "голом виде"? Наберите в поисковике "последствия падений с мотоциклов". Посмотрели? А теперь вспомните, когда в компании заходит разговор о мотоциклах, сколько раз Вы слышали от того или иного человека слова "я уже накатался, спасибо" или "я так грохнулся по молодухе - теперь на машине езжу". Вы же не думаете, что тот самый, кто "накатался", однажды утром проснулся и понял, что больше не хочет ездить на мотоциклах, при том, что до этого покатушки были самым любимым развлечением? В подавляющем большинстве случаев история стандартная: научился ездить на мопеде, купил совкоцикл, катался как мог, пока однажды ни разложился по какой-то причине, после чего продал мотоцикл, залечил раны и живет дальше, давая мудрые советы о том, что мотоцикл - штука опасная. Наверняка Вы читаете эту статью именно потому, что Вам повезло и увлечение мототемой прошло гладко, потому Вы недавно и купили серьезный мотоцикл или собираетесь его купить. Я сам не так давно попал в ДТП, но, благодаря тому, что я был полностью затянут в экип, самая большая моя травма была - порез пальца при попытке поднять мотоцикл. И потому я не "накатался", продал тот мотоцикл и купил новый. Ну да ладно, что-то вступление затянулось, теперь к делу.
Выбор мотошлема
Пожалуй, самая главная составляющая костюма мотоциклиста. Шлема бывают нескольких видов:
интеграл - полностью закрывает голову, обпеспечивает наилучшую защиту мотоциклиста благодаря тому, что из движущихся частей - только открывающийся визор (иногда еще и шторки вентиляционных отверстий, но это непринципиально);
модуляр - закрытый шлем, однако, в отличие от интеграла, открыть можно не только визор, но и всю переднюю часть, включая защиту подбородка, что позволяет поесть/попить/покурить, не снимая шлем. Из минусов - большая масса, высокая цена, защита подбородка ниже, чем у интеграла, т.к. остается возможность открытия шлема во время удара;
кроссовый - интеграл для передвижения по пересеченной местности на высоких скоростях . В наличии козырек для защиты от летящей в лицо каки и удлиненная защита подбородка. Визора нет, потому используется только в комплекте с защитными очками. При больших скоростях давление встречного воздуха на голову мотоциклиста сильно увеличивается;
открытый - шлем без защиты подбородка, используется для перемещения на скутерах или малокубатурных мотоциклах. Недорогой, обдуваемый, можно и попить, и покурить, но можно и челюсть потерять, если не повезет;
каска - она и в Африке каска. Пользы практически никакой, но некоторые ее надевают только чтобы повыё.. чтобы быть "тру байкерами" или для спокойствия ГИБДД (наше законодательство требует лишь наличие шлема, и каски для этого вполне достаточно).
Традиционно считается, что лучшие по степени защиты шлема производят японские фирмы Arai и Shoei. Выбор шлемов велик, но я не рекомендую покупать бюджетные шлема даже для пассажиров. При выборе шлема важно, чтобы он сидел на голове как можно плотнее, закрывал подбородок и не раздражал кожу. В большинстве случаев верно правило: если Вы смогли натянуть на себя шлем минимального размера, защищающий подбородок, и через минуту не слышите пульс в ушах - берите его. Кстати, это правило касается всех элементов экипа: чем плотнее сидит, тем лучше. С той лишь разницей, что обо всем, что ниже головы, надо заботиться, чтобы оно не давило, не жало и не мешало кровообращению.
Выбор мотокуртки и мотобрюк
К выбору мотокуртки также нужно подойти ответственно. Как всегда, чем больше щитков и чем плотнее сидит, тем лучше. Если можете позволить себе купить не одну куртку, на жару купите перфорированную (в дырочку, для отвода тепла). Проследите, чтобы была возможность пристегивать куртку к штанам (обычно для этого достаточно купить и то, и другое одного производителя). Наличие жесткой вставки для защиты спины очень желательно. По некоторым данным, лучшая защита - это черепаха, на которую надета куртка. В этом случае щитки из мотокуртки придется вынимать - позаботьтесь заранее о возможности снятия щитков из куртки (обычно они вставлены в специальные карманы и фиксируются липучками или молниями).
Про штаны можно сказать то же, что и про куртку. Если решили не пристегивать их к куртке, рекомендую залезть на мотоцикл, когда будете мерять их, проверить, чтобы "попа не торчала". На большой скорости туда будет задувать оочень неприятный ветерок. Да и некрасиво, в конце концов . На рукавах куртки и на низах штанов должны быть молнии, застегивая которые, вы обтянете свои драгоценные конечности и сможете благополучно всунуть руки и небольшую часть рукава в длинные перчатки, а ноги со штанами - в высокие мотоботы.
Выбор комбинезона
Иногда вместо куртки и штанов выбирают комбинезон. Обычно он основан чисто на эстетических симпатиях, т.к. шмотка эта очень непрактичная (а если приспичит?). Любима гонщиками на треке, но простыми смертными - очень редко. Если уж решили покупать комбинезон, то все, что касается штанов и куртки, распространяется и на него.
Выбор мотоперчаток
В перчатках также должно быть большое количество щитков, причем не только из твердых материалов (пластика, карбона и т.д.), но и и из относительно мягких. При покупке перчаток помните, что рука ниже локтя состоит из большого количества нежных косточек, которые легко ломаются и стираются об асфальт. Представьте, как Вы летите с мотоцикла при разных обстоятельствах. В большинстве случаев при падении мы инстинктивно пытаемся защититься руками: самортизировать, оттолкнуться и т.д. Покрутите руки, затянутые в выбранные перчатки, и решите сами сможит ли именно эта модель защитить вас при падении на кулак или ладонь, а также при различных ударах. Перчатки должны быть длинными, т.е. прикрывать часть рукава: когда Вы сядете на байк, вытянете руки и возьметесь за руль, концы рукавов не должны вылезать из перчаток. В противном случае в рукава будет постоянно задувать встречный ветер, а часть перчатки со стороны руки будет болтаться, что недопустимо при экипировании.
Эти тапочки именуются "мотоботами" но защиты они не обеспечивают
Так выглядят "правильные" мотоботы
Выбор мотобот
Мотоботы должны быть обязательно высокими (в плане голенища, а не подошвы), жесткими, обязательно с защитными вставками и щитками со всех сторон. Застегиваться должны на молнию, липучку и т.д.; никаких шнурков! Штаны, застегнутые молнией на голени, должны без проблем заправляться в верхнюю часть мотобот. Еще раз обращу внимание: боты, не защищающие хотя бы половину голени, недопустимы.
Выбор черепахи
Черепаха - это такой набор щитков, соединенных тканью, сеткой или веревками, который надевается на туловище. В отличие от кожи, ткань, соединяющая щитки, при скользячке никак не защищает тело от стирания об асфальт. Передвижение в одной черепахе допустимо только на очень малых скоростях, например, по пробкам. Если на большой скорости Вы по какой-то причине вылетите из мотоцикла, при ударе или зацепе соединяющая ткань может порваться и вы будете скользить уже не щитками, а телом и, вполне возможно, как в том анекдоте, до двери доедут только уши. Идеальный вариант - использование черепахи вместе с курткой со снятыми щитками.
Выбор наколенников и налокотников
Наколенники и налокотники - вещи сомнительные. Обычно их надевают на повседневную одежду для того, чтобы со спокойной душой доехать, например, до офиса, там снять, и до вечера ходить в этой же одежде. В принципе, если вам нужна не защита, а некое чувство спокойствия, мол, ноги-руки защищены, то это дело ваше. Но я бы не советовал: есть риск перейти в категорию тех, кто "наездился". Лучше всего привезти на работу обычную одежду и переодеваться утром в нее, а вечером в нормальную экипировку. Короче говоря, использование наколенников и налокотников без мотоштанов и мотокуртки очень опасно, а использование с ними - бессмысленно.
Подшлемник, защищающий шею и горло от встречного ветра
Выбор подшлемника и термобелья
Ну, тут все просто: нужно покупать то, что отводит тепло и не раздражает кожу. Насчет подшлемника - тут я еще порекомендую покупать его длинным, защищающим шею и горло, чтобы можно было заправить края за воротник куртки. На передней части такого подшлемника должен быть нашит специальный материал, т.н. "виндстоппер", не защищающий горло и шею от встречного ветра.
Общее
Ну, напоследок, несколько общих правил при выборе мотоэкипировки:
- кожа всегда лучше текстиля, из-за сопротивления стиранию;
- все элементы экипировки должны сидеть плотно, но при этом не давить;
- чем больше щитков, тем лучше.
Ну, а в остальном выбирайте экип на вкус и цвет. И помните, от смерти при прямом ударе в столб на скорости 100 км/ч не спасет никакая экипировка.
Шлем - модуляр
Открытый шлем
Кроссовый шлем
Шлем - интеграл
Каска